На Кипре слишком большое количество банков, что негативно сказывается на экономике.
По статистике Центрального банка Кипра, на острове работает семь местных банков. По мнению некоторых экспертов, хватило бы и трех.
Кроме того, есть 22 дочерних предприятия и филиала иностранных кредитных организаций.
Это плохо и для самих банков, и для клиентов.
«Таким образом, у нас низкая прибыльность на переполненном рынке, где ликвидность все еще избыточна. Опасная смесь», – предупреждает Кристо С. Савва, доцент эконометрики Факультета менеджмента и экономики в Кипрском технологическом университете.
«Активы местных банков составляют порядка 200% ВВП, что делает Кипр европейским государством с самой переполненной банковской системой», – говорится в отчете рейтингового агентства COFACE.
Статистика 2018 года свидетельствует, что количество активов на одного сотрудника банка на Кипре составляет всего 8 млн евро по сравнению со средним показателем по ЕС в 16 млн евро, а численность населения на одного сотрудника банка составляет 80 человек на Кипре и 160 человек в ЕС.
Безусловно, банковская система переполнена в целом по Евросоюзу, и Кипр не исключение. Согласно данным Европейской банковской ассоциации, на каждые 100 тыс жителей приходится 41 отделение банка (для сравнения в США цифра в два раза ниже). Однако общее число банков в Европе снижается: в 2015 году их было 8 тыс, а в этом году – уже 6 тыс.
Но существует проблема: рентабельность инвестиций низкая во всех 27 государствах-членах ЕС. Рентабельность капитала в 113 банках, которые контролирует Европейский центральный банк, снизилась с 6,2% в прошлом году до 5,2%, что гораздо ниже большинства американских и азиатских конкурентов.
Даниэль Нуи, экс-председатель Наблюдательного совета Европейского центрального банка, заявляет, что переизбыток банков ослабляет систему. Она использует зловещий термин «дебанкинг», который в пост-кризисных дебатах о банковском надзоре становится все более популярным.
Давайте проясним, говорит Нуи, проблема не в слишком большом количестве банковских операций, а в слишком большом количестве банков. Регуляторы поощряют консолидации в банковском секторе, но процесс начал замедляться задолго до пандемии.
После финансового кризиса 2008 года наблюдалась устойчивая, но снижающаяся тенденция к консолидации банков, а в 2016 году объем транзакций достиг самого низкого уровня с 2000 года.
Фактически, 1 сентября Европейский центральный банк выпустил «Руководство по надзору за банковскими слияниями и поглощениями», чтобы стимулировать эту деятельность в Европе.
Тем не менее, слияния и поглощения в банковской сфере – рискованное занятие, поскольку процесс включает интеграцию национальной и корпоративной культур, а в банках, как правило, сильная внутренняя культура.
В отдельных странах существует тенденция защищать национальные банки-лидеры, и в результате местные регулирующие органы могут плохо отреагировать на некоторые предложения по слиянию и поглощению. Существует также вероятность, что страны будут пытаться спасти банки-банкроты, даже если их бизнес-модель больше не работает.
Таким образом, большое количество банков, как и большое количество поваров пагубно сказывается на отрасли. В то же самое время, если банков мало, то между ними нет достаточной конкуренции, и тарифы для клиентов более высокие. Обрести баланс не так просто.