Фирменное наименование

Содержание
    Add a header to begin generating the table of contents

    Название компании, бренда или торговой марки – важная составляющая успеха продвижения на рынке.

    Имя компании и название бренда повлияют на то, как вас воспримут потребители, запомнят ли они вас, станет ли фирменное наименование узнаваемым. Вот почему так важно перед подачей документов на регистрацию компании подойти к выбору названия серьёзно и ответственно. 

    Понятие фирменного наименования

    Понятие и права, связанные с фирменным наименованием, закреплены в Гражданском кодексе РФ (статьи 1473-1476). Под ним закон понимает официальное название юридического лица, то есть «наименование фирмы».

    Оно должно отвечать следующим критериям:

    • содержать указание на форму юридического лица (напр.: ООО, АО);
    • содержать непосредственное название, индивидуализирующее компанию (напр.: «Российские железные дороги»);
    • не может состоять только из описания рода деятельности (напр.: «Парикмахерская»).

    Кроме того, фирменное наименование не может включать в себя следующие элементы, а также их производные:

    • символику и атрибуты иностранных государств;
    • названия органов власти РФ;
    • названия общественных объединений (напр., партий, профсоюзов);
    • оскорбляющие и неэтичные элементы.

    Во многих странах гражданское законодательство не знает такого термина, как «фирменное наименование», что характеризует российский ГК как один из самых современных и проработанных.

    Регистрация фирменного наименования

    Закон не устанавливает отдельной процедуры регистрации фирменного наименования. Оно считается зарегистрированным с момента постановки юридического лица на учёт в налоговом органе и присвоения ему идентификационного номера. С этого момента никто иной не имеет права использовать зарегистрированное название. Государство гарантирует правовую охрану фирменных наименований.

    Возможно вас заинтересует:  Проверка на уникальность товарного знака, бренда

    Особенности использования фирменного наименования

    Юридическое лицо ведёт деятельность под собственным фирменным наименованием. Оно обязано указывать его на упаковках изготовляемой продукции, в товарных и кассовых чеках, при заключении договоров, при публикации рекламы, на сайте. Фирменное наименование является основным элементом печати организации.

    Идеально, если название компании является товарным знаком. Например, все магазины спортивной одежды «Спортмастер» управляются организацией с фирменным названием «ООО Спортмастер». Само слово «спортмастер» является защищенным коммерческим обозначением, которое не имеют права использовать никакие другие лица. 

    Бывает и наоборот, когда фирмы регистрируются под формальными названиями, зачастую бессмысленными, а свою публичную деятельность ведут под иным брендом. Например, сеть магазинов «Пятёрочка» управляются ООО «Агроторг». Обозначение «пятёрочка» является зарегистрированным торговым знаком. А «ООО Агроторг» — это название фирмы, которое используется ею в деловой практике.

    Сеть магазинов «Пятёрочка»
    Сеть магазинов «Пятёрочка»

    Закон гарантирует охрану исключительного права использования как фирменного наименования, так и торгового знака.

    В отличие от последнего, фирменное название обладает следующими отличительными особенностями:

    • его нельзя отчуждать в пользу других лиц;
    • оно не требует перерегистрации.

    Отказаться от названия фирмы можно только при её ликвидации. А от торгового знака – в любое время. Рассмотрим пример. Компания «АО Авиакомпания Сибирь» использовала в своей деятельности одноимённый логотип «Сибирь» с 1992 года. Отдельно слово «Сибирь» не могло быть зарегистрировано в качестве товарного знака, так как является географическим названием, не позволяющим индивидуализировать коммерческую организацию. По этой причине после серии реорганизаций компания провела ребрендинг и в 2006 году заменила логотип «Сибирь» на «S7 Airlines», который мы видим на фюзеляжах её самолётов по сей день.

    Возможно вас заинтересует:  Экспертиза товарного знака

    Защита прав фирменного наименования

    Регистрацией новых компаний занимается налоговая служба, которая ведёт реестр всех организаций, осуществляющих деятельность в стране. Таким образом, защита фирменного наименования юридического лица начинается уже на этапе регистрации новых фирм.

    Налоговый орган проверяет название каждой вновь регистрируемой компании на совпадение или на сходство до степени смешения с уже имеющимися в базе данных.

    Фирменное наименование
    Фирменное наименование — это по своей сути название предприятия, которое позволяет отличать одно предприятие от другого.

    Принципиальное значение имеет тождественность сфер деятельности компаний. Это означает, что юрлица с одинаковыми кодами экономической деятельности, не могут иметь одно и то же обозначение. И наоборот. Тот же принцип применяется и к другим объектам интеллектуальной собственности – товарным знакам. 

    Правообладатель обращается за защитой права на фирменное наименование, как правило, в случае, когда другое юрлицо использует идентичное или очень похожее название, которое потребитель может спутать с оригинальным. Он вправе обратиться в суд с требованием о запрете использования фирменного наименования в определённых сферах деятельности.

    Для того чтобы получить положительное решение суда, истцу нужно доказать факт нарушения исключительного права. Если правообладатель считает, что действиями ответчика ему был нанесён убыток, он вправе заявить об этом и требовать его возмещения в ходе того же судебного процесса.

    Юристы Atrium Business Solutions окажут всестороннюю поддержку при любых вопросах, связанным с фирменным наименованием, начиная с его создания и регистрации и заканчивая защитой нарушенного права интеллектуальной собственности. Обращайтесь за консультацией через форму обратной связи или по телефону.

    Возможно вас заинтересует:  Продление торгового знака и торговой марки
    Поделиться в facebook
    Facebook
    Поделиться в twitter
    Twitter
    Поделиться в linkedin
    LinkedIn
    Поделиться в vk
    VK
    Читайте так же:
    Связаться с нами
    Свяжитесь с одним из наших экспертов-консультантов и получите индивидуальный и надежный совет

    Мы используем файлы cookie, что помогает нам узнать как вы используете наш веб-сайт. Файлы cookie хранятся локально на вашем компьютере или мобильном устройстве. Чтобы принять файлы cookie, нажмите «Принять все файлы cookie» или продолжайте просмотр в обычном режиме.