В крупнейшей экономике мира ежеквартально создаётся более 20 тыс. новых компаний. Не все бизнесы успешны: половина из них не пересекают рубеж в 1,5 года. Тем не менее это свидетельствует о феноменальной деловой активности и о высоком спросе на товары и услуги.
Существует большое количество успешных стартапов, которые осуществляются в США эмигрантами, в том числе из стран бывшего СССР. Если вы планируете организовать собственное дело, то без регистрации товарного знака в США не обойтись. Юристы Atrium Business Solutions расскажут о местной специфике процедуры и тонкостях процесса.
Особенности регистрации товарного знака в США
Несмотря на общемировую тенденцию к унификации процедур закрепления прав собственности на продукты интеллектуального труда, существуют и некоторые национальные особенности.
В США к ним относятся следующие:
- Возможность регистрации товарного знака не только организациями и предпринимателями, но и частными лицами. Заявитель должен являться резидентом США, то есть являться зарегистрированной компанией или постоянно проживать в этой стране как физическое лицо.
- В США, как и во многих других странах, действует правило приоритета первого использования. Это значит, что если какое-либо обозначение используется на его территории, даже не будучи официально зарегистрированным, то схожее обозначение не может быть зарегистрировано другим лицом.
- Базовая пошлина за заявку с одним классом МКТУ составляет 275 USD. Каждый дополнительный класс добавляет к пошлине 325 USD.
- Американское патентное ведомство позволяет регистрировать товарные знаки, которые либо уже используются в коммерческом обороте на территории США, либо предполагаются к использованию в ближайшее время.
Если бизнес только планирует выйти на рынок, то в этом случае американское патентное ведомство захочет увидеть регистрацию торговой марки в стране происхождения.
Процедура регистрации ТЗ в США
Американское ведомство, в чьи функции входит регистрация прав на интеллектуальную собственность, называется «US Patent and Trademark Office» (USPTO). Штаб-квартира бюро располагается в небольшом городке Александрия – в 12 км к югу от Вашингтона.

Предварительная подготовка к регистрации включает в себя следующие этапы:
- Открытие компании или представительства на территории США.
- Проведение предварительной экспертизы регистрируемого объекта.
- Подготовка документов, подтверждающих использование обозначения на территории США или наличие такого намерения в ближайшем будущем.
- Подготовка заявки в USPTO.
Atrium Business Solutions оказывает полное сопровождение на всех этапах, регистрация товарного знака в США, включая подготовительный. Кроме того, наши юристы имеют опыт представления интересов заявителей в USPTO.
Стандартная процедура, проводимая USPTO, включает в себя следующие этапы:
- Проведение формальной экспертизы на соответствие базовым требованиям, предъявляемым к заявкам.
- Присваивание заявке регистрационного номера и её публикация в базе заявок. С этого момента разрешается использовать предупредительный знак ТМ.
- Экспертиза по существу. Проверяется уникальность обозначения, его схожесть с уже зарегистрированными. У эксперта могут появляться вопросы, которые необходимо оперативно разрешать.
- Публикация регистрируемого обозначения в Бюллетене бюро. В течение 30 дней любое лицо может оспорить регистрацию, если торговый знак затрагивает его интересы.
Если возражений на регистрацию не поступило или они были отклонены, то заявитель, использующий торговую марку на территории США, получает Сертификат о регистрации. Вся процедура занимает от 12 до 18 месяцев.
Заявитель, регистрирующий обозначение исходя из намерения использовать его в будущем, получает Акт о разрешении — Notice of Allowance. Закон США отводит 6 месяцев на введение товарного знака в коммерческий оборот на территории страны.
В течение этого времени заявитель обязан предоставить statement of use, то есть подтверждение использования знака, либо ходатайствовать о продлении срока по уважительной причине. Сертификат о регистрации в этом случае выдаётся только после начала фактического использования обозначения на территории США.
Какие знаки невозможно зарегистрировать
Существует три основных требования к содержанию коммерческого обозначения. Товарный знак в США не должен:
- повторять уже имеющиеся логотипы;
- носить оскорбительный или дискриминационный характер;
- обманывать потребителей в отношении товаров, наделяя их неприсущими им качествами или искажая их происхождение.
Под последним имеются в виду случаи, когда заявляемая к регистрации ТМ содержит символику наций или государств, любые общепризнанные объекты и символы, например Луну или Землю в виде небесных тел. Нельзя зарегистрировать знак, в котором присутствуют топографические названия, если товары или услуги не связаны с ними общим происхождением.
Права и обязанности владельца товарного знака в США
В течение 10 лет правообладатель может пользоваться установленным и охраняемым приоритетом следующим образом:
- маркировать продукцию и оказывать услуги под ТМ;
- получать государственную защиту знака от пиратского использования;
- получать компенсации за упущенную выгоду в результате контрафактной деятельности других лиц;
- разрешать или запрещать другими лицам использовать знаки, похожие на оригинал;
- передавать право пользования знаком на основе лицензии;
- отчуждать право в пользу другого лица.
Каждые 5 лет правообладатель обязан подавать в USPTO заявление об использовании знака — Declaration of Use или заявление о неиспользовании по уважительной причине – Excusable Nonuse. Наша компания «Atrium Business Solutions» оказывает как услуги по регистрации торговой марки в США, так и по дальнейшему юридическому сопровождению, включая продление охраны ТМ, которое необходимо производить каждые 10 лет.