Любому бизнесу важно не забывать о брендинге. Вопросами продвижения и защиты собственной коммерческой марки желательно озаботиться заранее.
Тем более это верно, если у компании имеются или предполагаются в будущем бизнес-интересы в иностранном государстве.
Atrium Business Solutions оказывает услуги по защите интеллектуальной собственности по всему миру. В настоящей статье наши юристы рассказывают, как происходит регистрация торговой марки в Германии (ФРГ).
Особенности регистрации
Патентное право является одним из наиболее унифицированных. Это и не удивительно: интеллектуальная собственность имеет нематериальный, следовательно трансграничный, характер.
Вопросы регистрации и защиты товарных знаков, или торговых марок, от страны к стране мало отличаются. Более того, Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) регулирует деятельность национальных патентных ведомств, в том числе и в Германии.
Тем не менее немецкая практика работы с товарными знаками имеет свои особенности:
- Товары или услуги, логотип которых предполагается к охране, должны быть представлены на территории ФРГ.
- В Германии можно не регистрировать торговый знак вовсе, однако иметь установленное на него право в силу естественного происхождения. Так, если на определённой территории имеет хождение товар какой-либо марки и он общеизвестен, то исключительное право считается установленным без регистрации. Однако распространяется оно только на ту территорию, в пределах которой товары имеют хождение. Для того чтобы установить приоритет на знак на общефедеральном уровне, требуется пройти процедуру официальной регистрации.
- Помимо традиционных графических изображений, материальных форм и упаковок, законодательство Германии разрешает регистрацию в качестве торговой марки голограмм, видео, аудио и даже запахов. Однако такие формы должны определять или подтверждать место происхождения, а не являться символическим украшением, даже если в нём имеется смысл.
Процесс регистрации товарного знака в Германии
Функции национального регистратора прав на интеллектуальную собственность в Германии выполняет Служба по торговым маркам и патентам (DPMA). Штаб-квартира ведомства располагается в Мюнхене, имеются офисы в Берлине и Йене.

Нерезиденты ФРГ не имеют права обращаться непосредственно в DPMA. Это могут делать только немецкие компании или локальные филиалы международных корпораций.
Для того чтобы зарегистрировать торговую марку в Германии, необходимо:
- Обратиться в Atrium Business Solutions для всестороннего анализа конкретной ситуации.
- Предоставить документы для регистрации компании в Германии.
- Предоставить документы для регистрации товарного знака.
Процедура занимает до 12 месяцев. Наши юристы будут сопровождать её в течение всего этого времени.
Возможна регистрация в Германии торговой марки в рамках Маастрихтской системы через российского регистратора – ФИПС и международного — WIPO. В этом случае регистрировать разрешается только традиционные виды логотипов – графические изображения, формы, упаковки. Процедура занимает аналогичное время.
После внесения соответствующей записи в госреестр и публикации в официальном издании немецкое законодательство даёт ещё 3 месяца на оспаривание факта охраны торговой марки третьими лицами.
Период действия исключительных прав
Как и в других странах, период действия исключительного права на коммерческий объект индивидуализации в ФРГ составляет 10 лет с момента подачи заявления о регистрации. Охрана торгового знака может продлеваться сколько угодно, каждый раз – на тот же срок.
Перечень документов для регистрации товарного знака в Германии
Общаясь в Atrium Business Solutions, Заявитель, желающий купить торговую марку в Германии, предоставляет:
- непосредственно логотип;
- описание деятельности компании, включая список товаров или услуг, реализуемых или оказываемых в Германии.
Если у Заявителя отсутствует представительство в ФРГ, дополнительно потребуется создать юридическое лицо на её территории.
Причина отказа в регистрации
Отказ в регистрации возможен, если регистрируемый объект:
- не уникален;
- обманывает потребителей;
- оскорбителен по своему содержанию;
- содержит немецкие государственные символы.
Проверку осуществляют эксперты международного уровня.
Отказ в регистрации может быть оспорен в Верховном суде ФРГ.
Стоимость регистрации товарного знака в Германии
Государственная пошлина за получение торговым знаком охраняемого статуса составляет 300 евро (до 3 категорий МКТУ). Каждая дополнительная категория добавляет к пошлине 100 евро.Для того чтобы зарегистрировать товарный знак в Германии наверняка и с наименьшими затратами, обращайтесь к нашим юристам, которые найдут оптимальное решение вашего вопроса.