Регистрация ТМ

Содержание
    Add a header to begin generating the table of contents

    Регистрация товарного знака, или торговой марки, не является обязательной для экономического субъекта.

    Однако если экономический субъект хочет иметь исключительное право на использование определённого слова (слогана), изображения или любых других атрибутов, то ему необходимо обратиться в государственный орган для регистрации торговой марки. О том, как это сделать и что представляет собой процесс установления права интеллектуальной собственности на средство индивидуализации компании, предпринимателя, товаров или услуг, – читайте в нашей статье.

    Правила регистрации товарной марки

    Для того чтобы не возникало терминологической путаницы, уточним, что в российской гражданско-правовой практике используется словосочетание «товарный знак». Термин «торговая марка» является синонимом и калькой с английского «trade mark». В настоящей статье мы будем использовать эти термины взаимозаменяемо.

    В России регистрацией товарных знаков занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. Она предъявляет следующие требования к экономическим субъектам, желающим зарегистрировать торговую марку, и к объектам, права на которые регистрируются:

    1. Устанавливать исключительное право могут только юридические лица или зарегистрированные предприниматели. Они называются Заявителями.
    2. Лицо, подающее заявку, именуется Представителем. Им может быть юрист организации, непосредственно сам предприниматель, а также «патентные поверенные» — третьи лица (агенты), оказывающие услуги по сопровождению регистрации.
    3. Зарегистрированными в качестве товарных знаков могут быть: текст, изображение, форма, упаковка, звуки, голограмма, комбинация из перечисленного.

    Возможна регистрация права как в пределах РФ, так и в соответствии с Мадридским протоколом (121 государство на 2020 год). Работу Мадридской системы обеспечивает Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). 

    Возможно вас заинтересует:  Регистрация товарного знака в США

    Напомним, что в мире существует 195 общепризнанных государственных образований. Таким образом, регистрация товарного знака в соответствии с Мадридским протоколом позволяет защитить его уникальность в 62% юрисдикций, включая такие экономически развитые, как США, страны Евросоюза, Великобритания, а также государства Восточной Европы.

    Заявка на международную регистрацию торговой марки, в том числе в странах ЕС, подаётся национальному регистратору, который направляет её в Международное бюро WIPO.

    Регистрация товарного знака в европейских, американских или азиатских странах возможна только на основе уже имеющегося национального свидетельства о праве на использование обозначения или в том случае, если заявка находится в процессе рассмотрения в Роспатенте.

    Подготовка к процедуре регистрации

    Основное требование – уникальность регистрируемого торгового знака. Он не может копировать уже существующие словесные формы, изображения или упаковки. Это будет проверяться специалистами Роспатента со всей тщательностью.

    Как показывает практика, большинство заявок на регистрацию товарных знаков получают одобрение и оканчиваются выдачей соответствующего свидетельства. В 2016-2019 гг. только 15%-20% заявок остались без удовлетворения. 

    Процедуру регистрации торговой марки можно инициировать самостоятельно через онлайн-сервис «Регистратор», доступный на сайте Роспатента. Предварительно пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) и установить криптографический плагин для ЭЦП (доступен по ссылке на сайте Роспатента).

    Необходимые документы

    Чтобы подать заявку через систему «Регистратор», нужно предоставить информацию о заявителе, представителе, регистрируемом знаке. Все данные вводятся онлайн, что удобно и просто. Никаких подтверждающих документов прилагать не нужно.

    Если вы регистрируете ТМ через патентное бюро с помощью патентного поверенного, то от представителя потребуют:

    • паспорт;
    • доверенность на представителя;
    • данные о заявителе (наименование, адрес, электронная почта, ИНН, КПП, ОГРН);
    • регистрируемое обозначение в квадрате 8 х 8 см;
    • описание вида деятельности и категорий товаров (услуг).
    Возможно вас заинтересует:  Продление торгового знака и торговой марки

    Патентные поверенные – это юристы, аттестованные Роспатентом для ведения соответствующей деятельности и внесённые в Реестр патентных поверенных РФ.

    Оформление заявки на регистрацию

    Самостоятельно оформление заявки на регистрацию торговой марки возможно как онлайн, так и непосредственно в офисе Роспатента. В последнем случае представителю заявителя при себе необходимо иметь паспорт и доверенность на осуществление регистрационных действий от имени генерального директора. В остальном заявка оформляется однотипно, онлайн и офлайн, путём заполнения полей в соответствующих блоках:

    1. Заявитель (код страны по классификации WIPO, наименование, организационно-правовая форма, субъект РФ, юридический адрес, адрес для переписки, электронный адрес, номер телефона, коды ИНН, КПП, ОГРН, ОКПО).
    2. Плательщик (указание вида уплаченной пошлины (за регистрационные действия, за экспертизу знака), налогового резидентства и идентификаторов).
    3. Представитель (ФИО, адрес местожительства, электронный адрес, номер телефона, срок представительства).
    4. Заявляемое обозначение (изображение торговой марки 8 х 8 см, словесное описание, цветовые сочетания, неохраняемые элементы).
    5. Товары и услуги (отмечаются классы по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ) и наименования).

    После подачи заявки ей присваивается регистрационный номер и входящий номер, а сама заявка отправляется на экспертизу специалистам Роспатента.

    Что делать, если заявка отклонена?

    Если заявка отклонена по причине неуникальности регистрируемого обозначения, то существует два варианта дальнейших действий:

    1. Изменение торгового знака в зависимости от того, что именно неуникального было обнаружено в нём. После внесения изменений заявка должна быть подана повторно.
    2. Подача возражений в Роспатент против решения об отказе или против решения, принятого по результатам об экспертизе регистрируемого обозначения.
    Возможно вас заинтересует:  Защита доменных имен

    Процедура рассмотрения возражений достаточно длительная и сопряжена с дополнительными расходами на проведение экспертиз, на юридические и государственные услуги.

    Стоимость и сроки регистрации торговой марки

    Стоимость регистрации торговой марки в РФ складывается из 4 государственных пошлин:

    1. Регистрация заявки (цена – от 3500 руб.).
    2. Экспертиза (цена – от 11500 руб.).
    3. Регистрация товарного знака (цена – от 16000 руб.).
    4. Окончательный правоустанавливающий документ (цена — 2000 руб.).

    Таким образом, минимальная стоимость регистрации — 33000 руб. При проведении процедуры через онлайн-систему «Регистратор» государственные пошлины ниже на 30%, то есть базовая стоимость услуг составит 24000 руб. Данные приведены на 2020 год.

    Стандартная длительность процесса регистрации — примерно 1 год. Основную часть этого времени занимает экспертиза регистрируемого обозначения (до 10 месяцев).

    Некоторые патентные бюро предлагают экспресс услугу – регистрацию ТМ за 2-4 месяца. Её стоимость составляет 200-300 тыс. рублей.Регистрация товарного знака в Европейских странах (в рамках Мадридского протокола) обойдётся в 101-140 евро. За каждый класс МКТУ свыше трёх к цене добавляется 15 евро. Международная регистрация возможна как в одной стране, так и в нескольких. Каждая указываемая страна увеличивает стоимость ещё на 15 евро. 

    Поделиться в facebook
    Facebook
    Поделиться в twitter
    Twitter
    Поделиться в linkedin
    LinkedIn
    Поделиться в vk
    VK
    Читайте так же:
    Связаться с нами
    Свяжитесь с одним из наших экспертов-консультантов и получите индивидуальный и надежный совет

    Мы используем файлы cookie, что помогает нам узнать как вы используете наш веб-сайт. Файлы cookie хранятся локально на вашем компьютере или мобильном устройстве. Чтобы принять файлы cookie, нажмите «Принять все файлы cookie» или продолжайте просмотр в обычном режиме.