Прекращение охраны товарного знака

Содержание
    Add a header to begin generating the table of contents

    Сложно переоценить важность защиты интеллектуальной собственности. Это позволяет выстраивать бизнес с уверенностью в будущем.

    Однако в определённые моменты вопросы прекращения охраны торговой марки или знака становятся более актуальными. Как правило, эта тема интересует с точки зрения лица, имеющего намерение оспорить действующую защиту знака обслуживания, то есть лишить правообладателя его законного приоритета.

    Но ситуация может обернуться и другой стороной – в этом случае беспокоиться о том, как сохранить охраняемый статус логотипа, возможно, придётся и вам.

    Причины прекращения охраны товарного знака

    Исчерпывающий список оснований прекращения правовой охраны товарного знака содержится в статье 1514 ГК РФ. Вне зависимости от причины коммерческое обозначение может быть выведено из-под охраны полностью или частично (определённая группа товаров).

    Объективные причины

    Под объективными понимаются такие основания, которые делают невозможным дальнейшую охрану логотипа. К ним относятся:

    1. Естественное окончание нормативного срока действия.
    2. Юридическая ликвидация Заявителя – организации или частного лица в статусе ИП.

    Если Заявитель не выразил желания о продлении в письменной форме, то охрана торговой марки автоматически прекращается через 6 месяцев по прошествии 10 лет – стандартного срока регистрации объекта интеллектуальной собственности.

    Прекращение охраны товарного знака
    Прекращение действия правовой охраны товарных знаков является довольно актуальным вопросом, встречающимся в юриспруденции. 

    Если правообладатель, как юрлицо или ИП, прекратил своё существование, автоматического аннулирования товарного знака не происходит. Без подачи соответствующего заявления право приоритета будет сохранено на годы, оставшиеся от 10 лет.

    Возможно вас заинтересует:  Брендинг

    Добровольное прекращение

    Правообладатель может отказаться от права на объект коммерческой индивидуализации. Обычно к этому прибегают, когда в результате досудебного соглашения спорящие стороны достигают договорённости о переходе этого права к другой стороне.

    Принудительное прекращение

    Принудительное прекращение охраны товарного знака осуществляется исключительно в правовом поле через судебную процедуру, если:

    • товары с защищённым обозначением не присутствуют на рынке 3 последних года;
    • логотип применяется к разным товарам, принципиально отличающимся своими характеристиками;
    • охраняемое название стало общеупотребительным обозначением товара;
    • знак используется недобросовестно.

    Ниже наши опытные юристы подобно расскажут о каждом из перечисленных оснований.

    Торговый знак не используется в течение 3 лет

    Atrium Business Solutions

    «Не используется» в настоящем контексте означает, что правообладатель в течение указанного срока не предпринимает действий по выведению товара или услуги на рынок. В целом эта норма закона видится более чем справедливой, трёхлетний срок – достаточным и оправданным. 

    Исходя из существующей практики, оспаривающая сторона должна доказать заинтересованность в оспариваемой торговой марке. Например, предоставить свой объект, который схож с оспариваемым так, что можно спутать. 

    Аннулирование по неиспользованию — одна из наиболее частых причин, по которой компании обращаются в Atrium Business Solutions для оспаривания приоритета товарного знака.

    Знак применяется к разным товарам, принципиально отличающимся своими характеристиками 

    Atrium Business Solutions

    Так, если коллективный логотип, зарегистрированный для производства и реализации товаров мясопереработки, со временем, в результате расширения бизнеса, будет использоваться при производстве, например, жестяных вёдер, то это является основанием для прекращения охраны товарного знака в отношении второго производства.

    Возможно вас заинтересует:  Разработка бренд-нейминга

    Уникальное обозначение стало обозначением товара 

    Ситуация, когда уникальное торговое обозначение вдруг стало общеупотребимым видовым обозначением товара, является экстраординарной и практически не встречается. Для того чтобы она сложилась, требуются специфические условия, в частности длительное отсутствие конкуренции и тотальная монополизация рынка одним производителем.

    Знак используется недобросовестно и вводит потребителей в заблуждение 

    Atrium Business Solutions

    Решение о принудительном досрочном прекращении охраны товарного знака непременно будет принято, если товары, реализуемые под определённой эмблемой, перестали соответствовать её сути. Например, если бренд «Вологодское масло» начал выпускать невологодское масло. В результате потребитель получает не тот продукт, на который он рассчитывает исходя из названия. 

    Безусловно, добросовестный правообладатель никогда так делать не будет. Однако такой исход потенциально возможен, если исключительное право перешло к третьему лицу по наследству или в результате реорганизации.

    Инициаторы и процедуры досрочного прекращение правовой охраны товарного знака

    Компания Atrium Business Solutions в своей практике сталкивалась со следующими способами выведения права исключительной собственности из-под охраны:

    Причина досрочного прекращения правовой охраны товарного знакаДопустимые инициаторыОписание процедуры
    3-летнее неиспользованиеЛицо, заинтересованное в установлении собственного приоритета на оспариваемый объектНа досудебном этапе возможен добровольный отказ правообладателя от эмблемы, в том числе возмездный. Если сторонам не удалось достигнуть согласия в течение 2 месяцев, заинтересованное лицо может инициировать судебный процесс в течение 30 дней.
    Правообладатель распространяет знак на товары, значительно отличающиеся своими характеристикамиКонкурирующий производитель товаровОбращение в суд
    Ликвидация юрлица или статуса ИПКто угодно, за исключением правообладателяНеобходимо подать заявление и приложить выписку из ЕГРЮЛ или Свидетельство из ФНС о прекращении деятельности
    Добровольный отказПравообладательНа основании заявления, подаваемого Регистратору
    Наименование стало общеупотребимым обозначением товараЛюбое лицоПодача заявления Регистратору.Проведение экспертизы спорного обозначения, включающей учёт мнений потребителей.Получение заключения и вынесение решения.
    Недобросовестное использование знакаЛюбое лицо, считающее себя пострадавшимОбращение с заявлением в суд. Инициатор должен доказать, что был обманут производителем.

    Кого можно считать заинтересованным лицом?

    В качестве заинтересованных лиц могут выступать:

    1. Производитель похожих однотипных товаров.
    2. Правообладатель другого торгового знака, очень похожего на оспариваемый. 
    3. Непосредственно правообладатель.
    Возможно вас заинтересует:  Внесение изменений в товарный знак

    Заинтересованным лицом может быть любой человек, если он считает, что его законные права были нарушены.

    Защита от досрочного прекращения правовой охраны товарного знака

    Если имеются основания к досрочному прекращению приоритета в использовании логотипа, правообладателю необходимо оценить собственные шансы на сохранение status quo. Важно не паниковать, но, объективно подойдя к сложившейся ситуации, обратиться к квалифицированным юристам. Команда Atrium Business Solutions поможет и в этой сложной ситуации.

    Поделиться в facebook
    Facebook
    Поделиться в twitter
    Twitter
    Поделиться в linkedin
    LinkedIn
    Поделиться в vk
    VK
    Читайте так же:
    Связаться с нами
    Свяжитесь с одним из наших экспертов-консультантов и получите индивидуальный и надежный совет

    Мы используем файлы cookie и аналогичные технологии на этом веб-сайте, что помогает нам немного узнать о вас и о том, как вы используете наш веб-сайт. Это повышает удобство просмотра и позволяет нам адаптировать лучшие продукты и услуги для вас и других. Файлы cookie хранятся локально на вашем компьютере или мобильном устройстве. Чтобы принять файлы cookie, нажмите «Принять все файлы cookie» или продолжайте просмотр в обычном режиме.