Правовая охрана товарного знака осуществляется по территориальному принципу. Это означает, что объект признаётся защищённым только в государстве, осуществившем его регистрацию.
При этом каждый национальный регистратор работает только с заявителями-резидентами. Таким образом, если мы хотим, чтобы наш логотип бы зарегистрирован в Германии, мы либо должны открыть в этой стране представительство, либо воспользоваться международной регистрацией товарного знака через систему национальных и наднациональных органов, построенную на основе Мадридского соглашения и протокола к нему.
Какие товарные знаки можно зарегистрировать в качестве международных?
Система органов по регистрации прав на интеллектуальную собственность отличается централизованностью. Во главе её находится Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). С ней на паритетных началах взаимодействуют национальные Регистраторы.
Хотя последние и не подчиняются WIPO, тем не менее основные правила и процедуры не должны вступать в противоречие с правилами и процедурами, установленными всемирной организацией.
Atrium Business Solutions
WIPO в рамках услуг по международной регистрации товарных знаков разрешает использовать следующие виды объектов:
- текст;
- изображение;
- объёмная форма;
- совокупность перечисленных видов.
Некоторые государства позволяют регистрировать товарные знаки, выраженные в новых формах: голограммы, трёхмерные изображения, аудио и видео, запахи. Зарегистрировать их можно, только обратившись непосредственно к регистрирующим органам этих государств.
Способы и процедуры международной регистрации ТЗ
Самый очевидный способ регистрации товарных знаков предполагает проведение процедуры в рамках Мадридской системы. Она объединяет 122 страны и функционирует на основе одноименного договора 1891 года и протокола к нему, подписанного в 1989 году.
Процедура унифицирована. Все правила, применяемые к процессу получения приоритета на знаки обслуживания в России, применимы и к другим странам.

Регистрация товарного знака по Мадридскому соглашению базируется на приоритете, установленном национальным регистратором, который в терминах WIPO называется «ведомством происхождения». Иными словам, сначала объект регистрируется на «родине», после чего может быть подана международная заявка.
Процедура регистрации состоит из следующих этапов:
- Формирование заявки. Она должна быть составлена на английском языке, перечислять все страны, в которых предполагается регистрация исключительно права на объект.
- Оплата пошлин (базовой, добавочная и дополнительной).
- Подача заявки национальному регистратору.
- Регистратор пересылает заявку в Международное бюро WIPO.
- Проведение формальной экспертизы на соответствие общим требованиям, предъявляемым к заявкам.
- Если претензий к заявке нет, то товарный знак вносится в Международный реестр, публикуется в Бюллетене международных знаков. Эта дата считается началом охраны объекта в запрашиваемых странах.
- Заявка направляется в ведомства указанных в ней стран.
- После проведения экспертиз каждым национальным бюро выпускается заявление о результате.
- На основании полученных заявлений WIPO выпускает Certificate of Registration.
- Отказ в регистрации при наличии к тому оснований может быть отозван регистратором или оспорен заявителем в рамках последующих процедур.
Второй способ регистрации товарного знака за рубежом – обращение резидента непосредственно к национальному регистратору.
Для регистрации этим способом лицу необходимо:
- иметь представительство в каждом государстве, где предполагается устанавливать приоритет использования того или иного обозначения;
- подавать несколько заявок по количеству охватываемых юрисдикций, причём на различных языках;
- оплачивать несколько групп пошлин.
Преимущества регистрации в рамках Мадридской системы очевидны. Однако юристы Atrium Business Solutions напоминают, что международная регистрация товарного знака, проводимая в рамках Мадридских соглашений, соотносится с национальной, как с родительской. Если национальный приоритет использования объекта прекращается, это автоматически влечёт за собой и прекращение регистрации во всех юрисдикциях.
Если же регистрировать эмблему через патентные ведомства стран, то такая регистрация существует сама по себе, не соотносясь ни с какой другой.
Международная регистрация товарного знака: сроки и стоимость
Международная регистрация товарного знака может занимать до 2 лет, учитывая сроки экспертиз в каждом национальном бюро. Приоритетное право устанавливается на 10 лет, продлевается неограниченное количество раз.
Так как штаб-квартира WIPO расположена в Женеве, стоимость международной регистрации товарного знака рассчитывается в швейцарских франках (CHF).
Она складывается из трёх пошлин:
- Базовая пошлина составляет 653 CHF (ч/б) или 903 CHF (в цвете).
- Добавочная пошлина устанавливается каждой стороной Мадридских соглашений. Количество таких пошлин определяется количеством стран, в которых регистрируется объект. Её сумма равна базовой ставке пошлины в данном регионе. Базовой ставкой является пошлина за один класс (как, например, в США) или несколько классов (как, например, в России) МКТУ.
- Дополнительная пошлина – это плата за превышение порога МКТУ-классов, которые входят в базовую ставку. Она также устанавливается каждой страной на своё усмотрение.
Например, если нам необходимо зарегистрировать черно-белое изображение в 4 классах, то это будет стоить:
- в США: 653 + 388 х 4 (за каждый класс – равная сумма) = 2205 CHF;
- в ЕС: 653 + 897 + 55 + 164 + 164 (за каждый класс – разные суммы) = 1933 CHF;
- в Финляндии: 653 + 243 + 108 + 108 + 108 (фиксированная сумма за первый класс и равная – за каждый последующий) = 1220 CHF;
- в Швейцарии: 653 + 450 + 50 (одна сумма за первые три класса + за четвёртый) = 1153 CHF.
Так как заявка подаётся через национального регистратора, дополнительно оплачивается приём заявки и её первичное одобрение. В России это 3500 руб. + 1000 руб. за каждый класс МКТУ больше 5.
Права владельца международного товарного знака
Международная регистрация торговой марки наделяет правообладателя следующими исключительными правами:
- использовать обозначение при изготовлении продукции и оказании услуг;
- запрещать использование другим лицам;
- получать защиту знака от нелегального использования;
- получать компенсации за продукцию/услуги, производимую/оказываемые контрафактно;
- возмездно лицензировать использование знака другими лицами;
- разрешать или запрещать использование знаков, похожих на зарегистрированный до степени смешения и потому не подлежащих установлению приоритета;
- отчуждать право в пользу другого лица.
Как можно видеть, в процедуре регистрации товарного знака на международном уровне существует большое количество нюансов.
Мы рекомендуем обратиться к юристам нашей компании «Atrium Business Solutions» для того, чтобы сделать процесс более понятным и простым.