Что такое франчайзинг и когда франшиза лучше своего

Содержание
    Add a header to begin generating the table of contents

    В современной экономике всё большее распространение получает организация бизнеса в форме франчайзинга, что неудивительно: ведь это удобно для инвестора и выгодно для владельца товарного знака. Юристы Atrium Business Solutions расскажут о том, что означает франшиза, чем она отличается от франчайзинга и что она даёт участникам соглашения.

    Понятие франчайзинга и франшизы

    Франчайзинг – это способ организации бизнеса, когда одна сторона договора передаёт второй стороне право осуществлять предпринимательскую деятельность под зарегистрированным товарным знаком, используя существующую бизнес-модель. 

    Юридически франчайзинг – это договорные отношения. В российском гражданском праве ему соответствует термин «договор коммерческой концессии». Концессия (от лат. «разрешение») – это передача пользования исключительным правом.

    Понятие франчайзинга и франшизы
    Наиболее распространённый вид франчайзинга – продажа товаров или оказание услуг.

    С понятием франчайзинга тесно связан термин «франшиза». Зачастую их используют взаимозаменяемо, поэтому их можно рассматривать как синонимы. Однако семантически между этими понятиями в русском языке существует разница. Так, под франчайзингом мы понимаем договорные отношения между экономическими субъектами. В то время как под франшизой имеется ввиду конкретный бизнес со всей его спецификой.

    То есть франшиза – это больше о бизнес-процессе, о том, как всё работает, что требуется для того, чтобы бизнес приносил именно такой доход.

    Франчайзер и франчайзи

    Сторонами договора коммерческой концессии являются:

    • франчайзер (правообладатель);
    • франчайзи (сторона, приобретающая право пользования франшизой).
    Возможно вас заинтересует:  Как купить оффшорную компанию за границей

    Франчайзер должен:

    • передать франчайзи право на осуществление деятельности под своим зарегистрированным товарным знаком;
    • передать франчайзи полное описание производственного процесса, включая те особенности, которые дают его бизнесу конкурентные преимущества;
    • обучить персонал, который будет работать на стороне франчайзи;
    • поставить бизнес франчайзи и оказывать ему оперативную поддержку.

    Франчайзи должен:

    • заплатить франчайзеру за франшизу (паушальный взнос);
    • делать периодические отчисления франчайзеру (роялти);
    • делать периодические отчисления на рекламу, если франчайзер осуществляет рекламные акции.

    Роялти и рекламные отчисления обычно устанавливаются в виде процента от выручки, но могут быть и фиксированными суммами.

    Виды франчайзинга

    Наиболее распространённый вид франчайзинга – продажа товаров или оказание услуг.

    Как правило, это значит, что франшиза предполагает:

    • копирование дизайнерского решения в оформлении помещения, формы одежды персонала;
    • полное или близкое к полному соответствие номенклатуры товаров или услуг;
    • осуществление деятельности под брендом франчайзера.

    Наиболее часто такие франшизы реализуются в области общественного питания, в том числе фаст-фуда. Самый яркий пример – сеть McDonald’s. 

    Производственные компании, работающие по модели франчайзинга, встречаются гораздо реже. В этом случае франчайзи получает от франчайзера технологию производства, ноу-хау, сырьё, однако сбытом произведённой продукции занимается самостоятельно.

    Плюсы и минусы для франчайзи

    Франшиза – это готовое бизнес-решение, опробованное на деле. В теории деятельность в рамках договора франчайзинга позволяет франчайзи минимизировать риски и получать гарантированную прибыль. Но это только в теории. На практике иногда случается и обратное.

    Возможно вас заинтересует:  Как выбрать оффшор?

    Вот две основные причины:

    1. Бизнес-модель, работающая в одних условиях, не всегда работает также эффективно в других условиях. Например, прибыльная кофейня в крупном городе может быть убыточной в небольшом городке, так как у людей, живущих в нём, просто нет привычки посещать подобные заведения.
    2. Франчайзер может сознательно вводить в заблуждение относительно успешности своей бизнес-модели. Не забывайте, что в бизнесе много мошенников.

    Бывают случаи, когда франчайзер, получая от франчайзи все положенные по договору выплаты, самоустраняется от помощи в решении проблем, возникающих у последнего при ведении бизнеса.

    В общем франшиза – это некая идеальная модель. Как она будет реализовываться в реальности франчайзи – никому не известно.

    Atrium Business Solutions

    Тем не менее начать бизнес с поддержкой – всегда менее рискованно, чем делать самостоятельный стартап, особенно если у человека отсутствует опыт предпринимательства. В любом деле совершаются ошибки, которые ведут к финансовым потерям. Бизнес по франшизе позволяет избежать этих ошибок. Пожалуй, это самый главный плюс для франчайзи.

    Преимущества для франчайзера

    Базовое свойство любого живого бизнеса – расширяться. И франчайзинг – один из способов. Благодаря франшизе франчайзер получает уникальную возможность масштабировать свой бизнес руками других людей.

    Одним из следствий масштабирования является повышение узнаваемости бренда. Каждый новый магазин или кафе – это шаг по продвижению всей сети. При этом на такую рекламу головная компания ничего не тратит. Даже наоборот – получает отчисления в виде паушального взноса и роялти.

    Возможно вас заинтересует:  Типы оффшорных зон мира: виды и особенности

    Ещё одно преимущество возникает в том случае, если контрагентами франчайзера являются аффилированные с ним лица. Зачастую франчайзи обязан устанавливать деловые отношения с теми же контрагентами, например поставщиками. Франчайзер в таком случае масштабирует не только свой бренд, но и способствует продвижению бизнесов, связанных с ним.

    Заключение

    Франчайзинговая бизнес-модель удобна обеим сторонам. Франчайзер повышает узнаваемость своего бренда и увеличивает свой доход. Франчайзи получает возможность открыть собственное дело, воспользовавшись готовой «инструкцией». Таким образом, в этой бизнес-модели чётко просматриваются ведущие и ведомые, иными словам – опытные бизнесмены и начинающие предприниматели.

    Узнавайте первыми наши последние офшорные стратегии

    Присоединяйтесь к нашей email рассылке и получайте на почту лучшие статьи, видео и эксклюзивный, актуальный материал бесплатно

    Если вы относите себя к одной из перечисленных групп, то договор коммерческой концессии – это самое то, что нужно.

    Поделиться в facebook
    Facebook
    Поделиться в twitter
    Twitter
    Поделиться в linkedin
    LinkedIn
    Поделиться в vk
    VK
    Читайте также

    Мы используем файлы cookie, что помогает нам узнать как вы используете наш веб-сайт. Файлы cookie хранятся локально на вашем компьютере или мобильном устройстве. Чтобы принять файлы cookie, нажмите «Принять все файлы cookie» или продолжайте просмотр в обычном режиме.