В современной экономике всё большее распространение получает организация бизнеса в форме франчайзинга, что неудивительно: ведь это удобно для инвестора и выгодно для владельца товарного знака. Юристы Atrium Business Solutions расскажут о том, что означает франшиза, чем она отличается от франчайзинга и что она даёт участникам соглашения.
Понятие франчайзинга и франшизы
Франчайзинг – это способ организации бизнеса, когда одна сторона договора передаёт второй стороне право осуществлять предпринимательскую деятельность под зарегистрированным товарным знаком, используя существующую бизнес-модель.
Юридически франчайзинг – это договорные отношения. В российском гражданском праве ему соответствует термин «договор коммерческой концессии». Концессия (от лат. «разрешение») – это передача пользования исключительным правом.

С понятием франчайзинга тесно связан термин «франшиза». Зачастую их используют взаимозаменяемо, поэтому их можно рассматривать как синонимы. Однако семантически между этими понятиями в русском языке существует разница. Так, под франчайзингом мы понимаем договорные отношения между экономическими субъектами. В то время как под франшизой имеется ввиду конкретный бизнес со всей его спецификой.
То есть франшиза – это больше о бизнес-процессе, о том, как всё работает, что требуется для того, чтобы бизнес приносил именно такой доход.
Франчайзер и франчайзи
Сторонами договора коммерческой концессии являются:
- франчайзер (правообладатель);
- франчайзи (сторона, приобретающая право пользования франшизой).
Франчайзер должен:
- передать франчайзи право на осуществление деятельности под своим зарегистрированным товарным знаком;
- передать франчайзи полное описание производственного процесса, включая те особенности, которые дают его бизнесу конкурентные преимущества;
- обучить персонал, который будет работать на стороне франчайзи;
- поставить бизнес франчайзи и оказывать ему оперативную поддержку.
Франчайзи должен:
- заплатить франчайзеру за франшизу (паушальный взнос);
- делать периодические отчисления франчайзеру (роялти);
- делать периодические отчисления на рекламу, если франчайзер осуществляет рекламные акции.
Роялти и рекламные отчисления обычно устанавливаются в виде процента от выручки, но могут быть и фиксированными суммами.
Виды франчайзинга
Наиболее распространённый вид франчайзинга – продажа товаров или оказание услуг.
Как правило, это значит, что франшиза предполагает:
- копирование дизайнерского решения в оформлении помещения, формы одежды персонала;
- полное или близкое к полному соответствие номенклатуры товаров или услуг;
- осуществление деятельности под брендом франчайзера.
Наиболее часто такие франшизы реализуются в области общественного питания, в том числе фаст-фуда. Самый яркий пример – сеть McDonald’s.
Производственные компании, работающие по модели франчайзинга, встречаются гораздо реже. В этом случае франчайзи получает от франчайзера технологию производства, ноу-хау, сырьё, однако сбытом произведённой продукции занимается самостоятельно.
Плюсы и минусы для франчайзи
Франшиза – это готовое бизнес-решение, опробованное на деле. В теории деятельность в рамках договора франчайзинга позволяет франчайзи минимизировать риски и получать гарантированную прибыль. Но это только в теории. На практике иногда случается и обратное.
Вот две основные причины:
- Бизнес-модель, работающая в одних условиях, не всегда работает также эффективно в других условиях. Например, прибыльная кофейня в крупном городе может быть убыточной в небольшом городке, так как у людей, живущих в нём, просто нет привычки посещать подобные заведения.
- Франчайзер может сознательно вводить в заблуждение относительно успешности своей бизнес-модели. Не забывайте, что в бизнесе много мошенников.
Бывают случаи, когда франчайзер, получая от франчайзи все положенные по договору выплаты, самоустраняется от помощи в решении проблем, возникающих у последнего при ведении бизнеса.
В общем франшиза – это некая идеальная модель. Как она будет реализовываться в реальности франчайзи – никому не известно.
Atrium Business Solutions
Тем не менее начать бизнес с поддержкой – всегда менее рискованно, чем делать самостоятельный стартап, особенно если у человека отсутствует опыт предпринимательства. В любом деле совершаются ошибки, которые ведут к финансовым потерям. Бизнес по франшизе позволяет избежать этих ошибок. Пожалуй, это самый главный плюс для франчайзи.
Преимущества для франчайзера
Базовое свойство любого живого бизнеса – расширяться. И франчайзинг – один из способов. Благодаря франшизе франчайзер получает уникальную возможность масштабировать свой бизнес руками других людей.
Одним из следствий масштабирования является повышение узнаваемости бренда. Каждый новый магазин или кафе – это шаг по продвижению всей сети. При этом на такую рекламу головная компания ничего не тратит. Даже наоборот – получает отчисления в виде паушального взноса и роялти.
Ещё одно преимущество возникает в том случае, если контрагентами франчайзера являются аффилированные с ним лица. Зачастую франчайзи обязан устанавливать деловые отношения с теми же контрагентами, например поставщиками. Франчайзер в таком случае масштабирует не только свой бренд, но и способствует продвижению бизнесов, связанных с ним.
Заключение
Франчайзинговая бизнес-модель удобна обеим сторонам. Франчайзер повышает узнаваемость своего бренда и увеличивает свой доход. Франчайзи получает возможность открыть собственное дело, воспользовавшись готовой «инструкцией». Таким образом, в этой бизнес-модели чётко просматриваются ведущие и ведомые, иными словам – опытные бизнесмены и начинающие предприниматели.
Узнавайте первыми наши последние офшорные стратегии
Присоединяйтесь к нашей email рассылке и получайте на почту лучшие статьи, видео и эксклюзивный, актуальный материал бесплатно
Если вы относите себя к одной из перечисленных групп, то договор коммерческой концессии – это самое то, что нужно.